Советы родителям

 

 

10 заповедей родителей

1. Не ждите, что ваш ребёнок будет таким, каким вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.
2. Не требуйте от него платы за все, что вы для него делаете: вы дали ему жизнь. Как он может благодарить вас? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это – необходимый закон благодарности.
3. Не вымещайте на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнёшь.
4. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, что ему его – тяжела не меньше, чем вам ваша. А может и больше! Потому что у него ещё нет привычки.
5. Не унижайте!
6. Не мучьте себя, если не можете что-то сделать для своего ребёнка, мучайтесь, если можете и не делаете.
7. Любите своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общайтесь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с вами.
8. Дайте понять своему ребёнку, что вы уважаете его (ему важно признание взрослых) – и ваши взаимоотношения с детьми явно улучшатся.
9. Чем больше вы будете искренне интересоваться проблемами ваших детей, тем больше они будут доверять вам, т.к. дети остро чувствуют, искренни ли с ними взрослыми.
10. Помните, что вы тоже были детьми, совершали ошибки; дети ждут от вас этого признания, возможно, ваш личный пример поможет им разобраться в себе.Почему дети лгут?
1. Чтобы избежать неприятных для себя последствий.
2. Добыть то, что другим способом добыть не может, не умеет.
3. Получить власть над окружающими или отомстить.
4. Защитить что-то или кого-то значимого для себя.
Удачи Вам в воспитании!

24 марта «Всемирный день борьбы с туберкулезом»

 

Памятка для детей и родителей

Памятка для детей и родителей

 

12 июня — День России

1dPTow4Snfc

Полезная и интересная информация для детей и родителей.

День России — это один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. Поначалу он назывался «День независимости России». А появился этот праздник потому, что 12 июня 1990 года на Первом съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством, основанным на принципах равноправия и партнерства. Тогда, в 1990 году, Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина день 12 июня был объявлен государственным праздником России. А в 1994 году Президент издал новый Указ, по которому праздник стал называться «День России».

У каждого государства есть свой флаг и свой герб. Раньше, когда наша страна еще называлась СССР, у нее был красный флаг, в верхнем углу которого были изображены звезда, серп и молот. Но Декларация о государственном суверенитете России обозначила, что появилось новое государство, а значит, необходимо было создать новые Государственный герб и Государственный флаг. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После долгого обсуждения комиссия предложила, чтобы флаг России был трехцветным — бело-сине-красным, а на российском гербе был изображен золотой двуглавый орел на красном поле. И в 1993 году Указами Президента Б. Н. Ельцина флаг и герб были утверждены.

Герб России

                                     

Герб с золотым двуглавым орлом на красном поле напоминает гербы конца XV-XVII веков. Рисунок орла похож на те рисунки, что украшали памятники эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет — как всей Российской Федерации, так и ее частей.

Скипетр и держава олицетворяют государственную власть и единое государство. Изображение всадника, поражающего копьем дракона, — это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России символизирует неразрывность отечественной истории. Герб современной России — новый, но его составные части выполнены в традициях истории нашего государства.

 

Флаг России

Флаг является одним из важных символов государства. Государственный Флаг России — символ единения и согласия, национальной принадлежности и культуры. И если вы подойдете к правительственному зданию, то непременно увидите, что над ним развевается российский флаг.

Флаг — это знак уважения к Родине. За осквернение флага следует строгое наказание, как за оскорбление государства.

Каждый цвет российского флага имеет свое значение:

белый — мир, чистота, совершенство;

синий — вера и верность;

красный — энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Флаг Российской Федерации вывешивается на стенах зданий государственных учреждений или поднимается на мачтах-флагштоках в дни государственных праздников.

 

 

Гимн России. Текст и музыка

Слова С. Михалкова

Музыка А. Александрова

Россия — священная наша держава!

Россия — любимая наша страна!

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная,

Славься, страна, мы гордимся тобой!

 

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля,

Одна ты на свете, одна ты такая,

Хранимая Богом родная земля!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная,

Славься, страна, мы гордимся тобой!

 

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года!

Нам силу дает наша верность Отчизне —

Так было, так есть и так будет всегда!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов Союз вековой,

Предками данная мудрость народная,

Славься, страна, мы гордимся тобой!

 

       Роль семьи в развитии речи ребёнка

С каждым годом, во всем мире наблюдается тенденция к увеличению числа детей с различными речевыми нарушениями. Повысилась рождаемость детей с психическими отклонениями, речь которых отличается тяжелым недоразвитием. И у детей физически и психически здоровых в процессе развития могут появиться речевые нарушения.
Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сенситивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции. Огромна роль семьи в формировании речи ребёнка, так как речь формируется на примере родных и близких ему людей. К сожалению, в некоторых семьях даже благополучных, родители очень мало общаются с детьми. Детям заменяют общение с родителями компьютер, телевизор, игровые приставки. Все это хорошо в меру, технические средства не заменят живого общения. С ребенком нужно общаться с первых дней жизни, речь мамы, близких должна быть ласковой ,без искажений, ребенок должен слышать правильную, грамотную речь. Речь по наследству не передается, человек овладевает речью по подражанию, и поэтому очень важно, чтобы он подражал правильной, речи. Какую речь ребенок будет слышать, так он и будет говорить. Совершенно недопустима «подделка» под детский язык, особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова. Учите своего малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Так же причинами речевых нарушений могут быть: укороченная уздечка языка, неправильный прикус, слишком высокое или низкое нёбо, патологическое строение зубных рядов, слишком долгое сосание соски, искусственное вскармливание, давно известно, что сосание материнской груди, является прекрасной «гимнастикой» для развития мышц языка. Следите за речью своего ребёнка и при необходимости обращайтесь к специалистам: логопеду, стоматологу.Очень важно устранить недостатки речи в дошкольный период. Если ребенок приходит в школу с дефектами речи, период адаптации его к школе проходит гораздо сложнее.
Паневина И.А. учитель-логопед высшей категории

   

 Влияние родительских установок на развитие детей

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители —  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно.  Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

 

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ. ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…!.  Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. «Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!».
«Горе ты моё!»        Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. «Счастье ты моё, радость моя!»
«Не твоего ума дело!».         Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. «А ты как думаешь?»
«Ты совсем, как твой папа (мама)…».       Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя «Папа у нас замечательный человек!» «Мама у нас умница!».
«Ничего не умеешь делать, неумейка!».    Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению           «Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!».
«Неряха, грязнуля!». Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.            «Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!»

 

Сказав так:    подумайте о последствиях  и вовремя исправьтесь.

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

 

Уважаемые  родители!

Я хочу Вам пожелать мудрости, терпения и педагогической грамотности.

Климкина А.А. — педагог-психолог высшей квалификационной категории

Формирование  познавательной деятельности у старших дошкольников

   Климёнова Людмила Эдуардовна — воспитатель высшей квалификационной категории

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.

Актуальность данной темы заключается в том, что поняв механизм формирования мотивационно – познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации достижения наших детей. Необходимо сконцентрироваться на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, а умственное развитие стоит на первом месте в этом возрасте, поэтому нужно изучить мотивационную сферу дошкольников в процессе обучения, чтобы суметь помочь ребенку правильно развиваться. Мотивация достижения успеха позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Развитие у ребенка данных мотивов в ходе обучения, задача педагога, занимающегося с ребенком.

 Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
К познавательным процессам детей старшего дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную).

Компонент информации включает в себя: собственно информацию, источники информации. Собственно информация состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т.п. в зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника.

Компонент «отношения к информации» представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, «отношение к информации» первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно. Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» — определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка того или иного возраста, то есть первым компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиднее несовершенство, неразвитость его психических процессов. Участвующих в познании. Однако заметим: процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому тот, кто воспитывает детей – родители, педагоги, — должен всегда помнить: процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. И, в конечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем он направит свои знания и развитие способности.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов «информация» и «отношение к информации» очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор, слушает ли доклад или просто идет по улице, все время получает в том или ином виде информацию, которая, помимо его воли, формирует определенное отношение к сведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный рост и неопределенных неясных знаний. Однако отмети: информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы.

Положительное отношение создается двумя путями.

Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п.

Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

  1. Подготовка почвы для интереса:

а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;

б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности.

  1. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.

III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.

  1. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время.

Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением – важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «не насыщаемости» интереса, т.е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

Диагностика познавательной активности старших  дошкольников

Цель диагностики – проверить сформированность мотивационно-познавательного развития старших дошкольников.

Методика изучения и формирования познавательных интересов — вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательных интересов школьников необходимо подходить, на наш взгляд, прежде всего с позиции общей проблемы воспитания и развития, в центре которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.

Процесс формирования познавательных интересов, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную основу развития познавательных интересов.

Главный вид этой деятельности — учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых обществом в мотивы деятельности самого ребенка.

В связи с этим широкая вне учебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов

Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающие себя новообразования.

Педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка в значительной мере обусловлено активностью самого ребенка. Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессе жизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это и создает возможность ее обратного влияния на среду, на изменение окружающей действительности.

Таким образом, формирование познавательных интересов и активности личности — процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Процесс изучения и формирования познавательных интересов детей в наших исследованиях был направлен на выявление и создание условий, ситуаций и системы специальных воздействий, определяющих появление и углубление интереса к знаниям, к учению, а также на выявление тех, которые происходят под влиянием интересов в деятельности детей. Таким образом, в поле зрения исследования попадали как процесс деятельности, в которой формируется интерес, так и её результат.

Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе – от позиции самого ребенка, его активности.

Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.

Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.

Известно, что знания, получаемые таким путем, являются нечеткими, неполными, недостаточно осознанными, иногда искаженно отражающими действительность, но активность ребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс, руководимый педагогом.

Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом, но при этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т.е. отношение к информации, которую ребенок получает – первично, а сама информация – вторична. Учитывая вышесказанное, а также, используя психолого-педагогические подходы к проблеме оптимизации познавательной активности дошкольников, можно определить, что такое познавательная активность дошкольников и в чем она проявляется.

По нашему мнению, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.

Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация, как один из приемов активизации познавательной деятельности детей, которая рассматривается как единство интеллектуальной и мотивационной сферы. Потребность, которая не только переживается, но и осознается как недостаток в чем-то объективном, представляет подлинный мотив целенаправленных действий. В воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации.

Мы пришли к выводу, что эффективным средством повышения познавательной активности у дошкольников является использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников.

Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, мы опираемся на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создаем для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала).

Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.

Список литературы

А.Н. Леонтьев Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.

Г.И. Щукина Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.

Г.И. Щукина Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.

Г.И. Щукина Проблема познавательного интереса в педагогике, М.: Педагогика, 1971, с.13, 104.

А.К. Дусавицкий Воспитывая интерес. М.: Знание, 1984.

А.К. Дусавицкий Формула интереса. М.: Педагогика, 1989.

Н.Е. Веракса Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 1987, с.137-139.

Е. Евдокимова Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.

Е.Е. Кравцова Психологические проблемы готовности детей к школе М., 1991, с.24.

Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера М., 1978, с.67.

Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, с.98.

 

 

Проект » Смоленск – наш любимый город», дети 4-5 лет.

Коновницына Наталья Александровна —

воспитатель первой квалификационной категории

В начале учебного года мы с детьми средней группы стали знакомиться с нашим городом: знаменитой старинной крепостной стеной и её башнями, с красивейшим Успенским собором, рекой Днепр, театрами и музеями, памятниками, центральными улицами, смолянами, прославившими на весь мир свою малую родину…

Чтобы детям четырёх лет было проще запомнить свой домашний адрес, названия улиц города и достопримечательности, мы решили запустить краткосрочный проект, в котором участвовали родители, дети и воспитатели группы.

  1. Мы попросили родителей нарисовать вместе с детьми на половине альбомного листа свой дом, принести рисунок дома и небольшую фотографию ребёнка.
  2. Фотографии мы наклеили на дома, вырезали рисунок.
  3. Мы склеили между собой три ватманских листа, разметили реку Днепр, разложили на плакате, в зависимости от домашнего адреса, дома детей, фотографии достопримечательностей Смоленска, фотографию детского сада, вместе с фотографией всей группы.
  4. Затем приклеили рисунки и фотографии, голубой краской выделили Днепр, цветными карандашами затонировали плакат, подписали названия улиц (дети читать не умеют, это подсказка для воспитателей).
  5. Повесили плакат на стену в групповой комнате.

11111

Дети с удовольствием разглядывали плакат, запоминали названия улиц, называли места, где они гуляли с родителями, узнали, кто из группы живёт с ними по-соседству, кто живёт близко к детскому саду, а кто далеко. Ребята увидели, что в городе дома бывают разной этажности. Вместе мы считали этажи и учились правильно говорить: одноэтажный, двухэтажный, девятиэтажный. Дети запоминали, на каком этаже они живут, в каком подъезде. К плакату мы обращались в свободной деятельности, когда было желание со стороны детей.
К концу декабря все ребята группы (20 человек) называли свой домашний адрес, с удовольствием проводили мини-экскурсии для гостей нашей группы.

222222

 

 

 

 

 

Как встретить

Новый год с детьми?

Декабрь это месяц, который все мы ждем с нетерпением. И, вместе с тем, где-то в глубине души таится страх. Ведь нужно всем угодить, всем подарить подарки, выбрать соответствующие наряды, придумать, как накрыть новогодний стол и так далее. Еще нужно ответить себе на вопрос: где и как встретить Новый год с детьми?

Все это способно кого угодно выбить из колеи. Многие считают, что Новый год – семейный праздник. Но как его сделать веселым и радостным, чтобы запомнился всей семье, особенно маленьким ее представителям? Организовать хороший семейный праздник помогут следующие советы.

Готовимся к веселью

Готовиться к празднику нужно заранее. Подготовить вместе с ребенком открытки и подарки, придумать праздничный костюм, выучить с ребенком стишок или песенку новогодней тематики. Главное, запомните: не нужно пытаться удивить окружающих своими талантами: творческими, кулинарными, или широтой размаха, даря шикарные подарки. Ведь в праздник нужно отдыхать, а не работать.

Пусть к подготовке праздника подключатся все члены семьи. Ребенок сделает уборку, папа уберет в квартире, а ты приготовишь угощение. И о том, что подать к новогоднему столу, подумайте на семейном совете. Тогда вы сможете побаловать и порадовать всех своих близких.

Если к вам придут гости с маленькими детьми, то меню следует обсудить и с ними. Выясните, каких продуктов на новогоднем столе лучше избегать, чтобы маленькие гости не покрылись аллергической сыпью.

Готовим вместе

Смело задействуйте малыша в подготовке новогоднего угощения. Он вполне может помочь почистить овощи или яйца на салат или намазать бутерброды. Праздничные блюда старайся сделать еще и красивыми. Если за столом будут дети, постарайся накрыть пораньше, чтобы потом не терять на это времени.

Еще один важный момент – праздничное оформление жилья. Эффектно превратить квартиру в вотчину Дедушки Мороза. Вы можете взять обычный стул, накрыть его тканью или простыней и украсить дождиком и блестками. И, вуаля – у тебя есть сказочный трон для Деда Мороза, перед которым деткам интересно будет рассказывать стишки.

Стол накройте красивой скатертью, украсьте его новогодними композициями из хвойных веток и игрушек, расставь свечи. А стулья для деток можно преобразить, сделав забавными зверюшками. Особенно интересно получится, если заранее узнаете, в каком карнавальном костюме придут к тебе маленькие гости. Нарядная елочка, сияющая огоньками, фигурки сказочных героев, развешенные по квартире гирлянды всем поднимут настроение. К украшению квартиры также можно подключить детей. Это и разовьет их творческие способности, и поможет проявить себя, и даст почувствовать свою важность и причастность к созданию праздника.

Для души…

Не забудьте и о концертной программе. Дети очень любят утренники. Пусть каждый из них расскажет стишок или споет песенку про Новый год.  Можно попеть вместе с ними караоке. Организуйте маскарад, покажите ребятам представление, выйдите с ними на улицу и поиграйте в снежки.

И, безусловно, какой же Новый год без Деда Мороза и Снегурочки! Но при этом возраст детей нужно учитывать обязательно. Для самых маленьких, 2-3 лет, этими персонажами должны стать папа и мама. Костюмы сказочных героев лучше показать малышам заранее, рассказав при этом, зачем Дедушка Мороз и Снегурочка приходят к деткам на Новый год. Можно даже переодеться при крохах. Тогда они точно не испугаются, а будут с удовольствием развлекаться и играть.

Более взрослым ребятам можно предложить разыграть сказочных персонажей самим. Они могут стать гномиками, эльфами, феями – помощниками Деда Мороза. Тут дело стоит только за твоей фантазией и выдумкой. Не обязательно бежать и покупать дорогой карнавальный костюм. Достаточно, чтобы герой был узнаваемым. Подберите несколько атрибутов: колпаков, волшебных палочек, разноцветных накидок или посохов. А дальше – пусть вам подскажет режиссерский и педагогический талант!

 

 

Будущих железнодорожников растим сегодня.

 

Много профессий на свете разных

Каждая очень важна и нужна …

          Будущее детей дошколят предугадать трудно. Впереди ведь еще будут чудесные школьные годы и самоопределение, выбор жизненного пути. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.  Поэтому  уже сейчас, на раннем этапе развития детей мы стараемся прививать  у них уважение к труду взрослых, пап и мам, бабушек и дедушек. В детском саду  дети трудятся вместе.  Но этого, конечно же, недостаточно. Нужно и дома создать условия для совместной деятельности с родителями. Малыши испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду. Раннее включение детей в семье в посильную  помощь  делает жизнь ребенка более полной и  интересной. Очень важно не отталкивать ребенка, не гасить его интерес, поддержать и помогать, если у него что-то не получается, поощрять старание ребенка. Личный пример взрослых  и доверительная  трудовая атмосфера — очень важный стимул для ребёнка.

Совместное творчество и труд объединяют, укрепляют веру малыша в свои силы, помогает видеть смысл и значение  выполняемого дела, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности, трудолюбия.

Наш  детский сад № 57 ОАО «РЖД» является первой важнейшей ступенькой подготовки будущих железнодорожников. Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Все это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям.

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников. В группе  создан мини-музей «Юный железнодорожник», оформлен методический материал по ознакомлению детей с железной дорогой, поездом, железнодорожными профессиями, своими руками  изготовлены дидактические игры. Особенно любят малыши сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки: «Поезд», «Поездка», «Путешествие по железной дороге», «Машинисты», «Быть примерным пассажиром разрешается», «Железная дорога – детям не игрушка».  Во время игр малыши знакомятся с поездом, его составными частями, совершают увлекательные путешествия  на нем  в лес, в гости к бабушке и т.д. Учатся правильно вести себя на вокзале, на платформе, в поезде. Развлечения «В гости к Солнышку»,  «Приключения Паровозика» вызывают у детей положительные эмоции, радостное настроение. В нашем детском саду уже стало доброй традицией   в преддверии  праздника — Дня Железнодорожника  организовывать различные мероприятия, развлечения, конкурсы.

Ежегодно проводится конкурс поделок из различных материалов, сочинение сказок, стихов и песен на железнодорожную тематику. Активное  участие в нём принимают родители наших воспитанников. Результаты совместного творчества родителей и детей представляем Вашему вниманию.

 

 Воспитатель: Ращенкова Надежда Владимировна

Родителям о ФГОС

Родителям о ФГОС

«Чтим народные традиции»

                                                                                                                  Народ, который не знает

   своей культуры и истории, —

                                                                                                               презренен  и легкомыслен.   

       Карамзин.

 

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, других людей, другие  народы, понимать свое место в мире природы.

Поэтому, наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей, культурного наследия русского народа, просеянных сквозь сито веков.

К счастью, детство — то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

  Вот поэтому, важным моментом в воспитательной работе нашего детского сада стало целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа.

  В нашем детском саду ведется огромная плодотворная работа в этом направлении,

реализуются цели и задачи программы  «Диалог культур» (программа поликультурного образования детей 3-7 лет в образовательных учреждениях ОАО «РЖД»).

Задачи:

Развивающие: закрепить общее представление о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях;

Обучающие: познакомить участников мастер-класса с технологией изготовления традиционной куклы-масленки; научить изготавливать простейшую народную куклу;

Воспитательные: способствовать активному включению воспитателей в совместную культурно — досуговую деятельность; обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении, воспитывать любовь и уважение к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа.

   Чтобы донести до детей определенные знания, воспитатель сам должен  иметь эти знания и представления, уметь преподнести их детям в интересной, доступной для них форме.

   Россия испокон веков  богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы. «Масленица». Это, пожалуй, один из любимейших праздников русского народа.

 Название этого праздника «родилось» только в 16 веке. Означало оно «умасливать» или «задабривать» светило, души усопших и богов плодородия. По другой версии, Масленицу так назвали, потому что в этот день пекли масляные блины. Обязательным атрибутом праздника является кукла «Масленица» — символ злой и холодной Зимы. Делают ее обычно из веток, прутьев, соломы и льна. В последний день масленичной недели эту куклу принято отправлять в священный костёр, сжигая тем самым все беды и ненастья уходящей зимы. Домашняя Масленица –  масленичная кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи, считалась сильным оберегом жилища.

С целью вовлечения  воспитателей в творческий процесс по  изготовлению простейшей народной куклы, мною был проведен мастер-класс «Масленка» с воспитателями детского сада.

 

  Воспитатель:

 Ращенкова Надежда Владимировна

первая квалификационная категория

 

 

70-летие Победы

День победы 9 мая. История для детей.

 

 

 

Мы – друзья природы

Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Чувство Родины малыша  связывается с местом, где он родился и живет. Наша задача углубить это чувство, помочь ребенку открыть Родину в том, что ему близко и дорого в ближайшем окружении.

Этот волшебный мир природы! Он встречает нас морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.

Человек – часть природы, без взаимодействия с которой жизнь его не может быть полноценной. Но, к сожалению, живя в городе, мы отдалены от природной среды. Невозможно познать природу в полной мере, используя видеоматериал, живопись и литературу. Необходимо прикоснуться к ней, побродить по мягкой траве, вдохнуть запах леса, цветов, послушать трели птиц, увидеть красоту луга, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы. Только тогда можно научиться ценить и любить природу.  В городских условиях это сделать не просто, однако при желании вполне возможно. В каждом городе есть сквер, парк, различные зоны отдыха, лесопарки. Они своеобразны, неповторимы и могут стать прекрасным объектом для наблюдений и двигательной активности детей.

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно — это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.                                        В каком бы уголке леса вы не побывали с детьми, необходимо подчеркнуть бережное отношение к каждой травинке, цветку, кустику, привлечь к участию в практических делах по охране природы. Ребенок постепенно должен постигнуть истину – там, где побывал человек, должно оставаться чисто. Это закладывает начальные формы осознанного правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

Весна – время оживления природы. Обратите внимание детей на увеличение светового дня, рост сосулек, капель. Установите причины этих явлений.

Наблюдая за природой с детьми в летний период, выделите несколько объектов: муравейник, различные виды деревьев, кустарников, цветов, трав. Обратите внимание на красоту летнего пейзажа.

Зимой полюбуйтесь красотой ослепительно – белого пейзажа, обратите внимание на деревья в огромных белых шапках, покажите детям разнообразие снежинок в зависимости от погоды: в мороз – отдельные снежинки, в теплую погоду – хлопья, при похолодании – в виде крупы. Объясните, почему скрипит снег (ломаются снежинки). Можно рассмотреть снежинки в лупу, отметить их разнообразие, зарисовать, вернувшись с прогулки домой.

Незабываемое ощущение вызывает ходьба по опавшим листьям или «золотой дождь». С большим удовольствием дети «превратятся» в зверей, имитируя их повадки, движения.

Встречи с природой помогают формировать у детей не только реалистические знания об окружающем мире, но и гуманное отношение ко всему живому.

Экологическое воспитание, это не только воспитание любви к природе, ее понимание, прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети должны быть милосердными. Давайте же будем учить детей приобщаться к волшебному миру природы, т.к. логика природы самая доступная, наглядная и полезная для ребенка!

Воспитатель:  Горбачева Лариса Александровна

 

ИГРУШКИ  МАЛЫШАМ

 

Большой чемодан под кроватью хранится,

И мне по ночам он все снится и снится,
В нем домики, куклы, мячи и зверушки,
В нем много историй, ведь там же игрушки!

Весь мир собрала я в большом чемодане,
О нем расскажу я и папе, и маме.

И дня не могу я прожить без игрушек,
Без разных смешных и лохматых зверюшек.

 

 

Из множества вещей, окружающих ребенка, для него важнее всего игрушка. Именно в ней отражаются впечатления о мире, имеющие большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка, его характер.

Игрушка – одно из важных средств воспитания и обучения. Она должна развивать познавательные способности, воображение; помогать освоиться в мире взрослых; формировать у ребенка любовь к труду, любознательность, наблюдательность, воспитывать художественный вкус ребенка, побуждать его к творчеству.

Для ребёнка игрушка – неотъемлемая часть его жизни и поэтому требует к себе самого серьезного внимания!

На полках детских магазинов сейчас огромное количество игрушек . Игрушки разнообразные,  развивающие  чуть ли не любую способность, из  всевозможных материалов, цветов, запахов и т.д.  Но, к сожалению, все их купить невозможно, да и ненужно. Ведь  по цене они доступны далеко не каждому.

Проходя  вдоль полок в поисках игрушки для малыша, вы, наверняка, не раз задумывались – а что действительно нужно и полезно вашему ребенку? Нужны ли игрушки ребенку, и, если да, то какие? Что действительно увлечет, а что так и пролежит на полке шкафа?  Родителям не стоит забывать главное правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать!

И не забывайте о том, что лучше всего фантазию и творческие способности развивают максимально непроработанные предметы. Помните, как в детстве, палка была то ружьем, то лошадью, камешки  — необыкновенным сокровищем, банка из-под чая — то креслом для кукол, то любимой шкатулкой.  Детям обязательно нужны особые сокровища, с которыми можно делать все, что угодно – шарики и кубики, кусочки ткани, бумажки, картон, коробочки, палочки и т.д. Если ваш ребенок настаивает на том, что вот эти вот обрывочки бумажки – самое драгоценное, а не мусор, подлежащий утилизации, не спорьте с ним. Так оно и есть. А особенно дети ценят игрушки, которые для них и вместе с ними смастерили родители.

Сделанная папой мебель или машина,  сшитая или связанная мамой игрушка будут выглядеть для ребёнка не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине.

 А главное, необходимо помнить, что ни одна игрушка не сможет заменить малышу ценность общения с родителями!!!

Я предлагаю несколько дидактических пособий, сделанных своими руками, без особых материальных затрат, но тем не менее очень интересным детям.

Дидактическое пособие «Поставь машину в гараж»

Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста по сенсорному воспитанию «Поставь машину в гараж». Идею придумала сама.

Описание пособия: Пособие состоит из куска линолеума с наклеенными разноцветными дорожками: широкими и узкими (красная, желтая, синяя, зеленая) из самоклеящейся плёнки, гаражи (большие и маленькие) построены из конструктора четырех основных цветов (можно их сделать и из коробок, также используя 4 основных цвета); машинки большие и маленькие.

Цель: формирование знания размера, цвета; развитие моторики руки, развитие конструктивных навыков. Закрепление понятия: узкая — широкая, большой — маленький

 

111111

22222222

Автор: воспитатель 1 категории Детского сада №57 ОАО «РЖД» Ращенкова Н. В.

 

 

Консультация для родителей

«Детская дружба»

Автор: Воспитатель Никифоренко Е.В.

 Ребёнку, точно так же, как и взрослому, необходимо общение и друзья. Ну, с кем ещё можно поделиться своими секретами, обменяться игрушками и обсудить свои проблемы? В младшем возрасте у ребёнка привязанности меняются часто: сегодня он дружит с Колей, который дал машинку, а завтра – с Настей, которая угостила конфетой. В старшем дошкольном возрасте в друзья записывает всех, с кем можно играть.  С возрастом круг друзей сужается, и ребёнок выбирает товарищей по интересам.

Именно с друзьями, а не с родителями ребёнок учится общаться на равных, взаимному уважению и доверию. Насторожитесь, если ребёнок ничего не рассказывает о ребятах из сада, если его никто не зовёт поиграть. Не думайте, что ваш ребёнок не нуждается в общении. Очень даже нуждается! Просто он не знает, как завязать дружбу.

Для начала научите ребёнка знакомиться с детьми во дворе или в детском саду. Малышу особенно стеснительному, может быть очень трудно подойти к девочке или мальчику и предложить: «Давай играть вместе!»

Помогайте поддерживать дружеские отношения. Обязательно разрешайте ребёнку приглашать детей к себе домой, и отпускайте его к ним в гости. На день рождения дочери или сына приглашайте не только взрослых и родственников, но и друзей именинника. Давайте ему право самому решить, кого приглашать.

Почему одни дети становятся всеобщими любимцами, а другие, даже красавицы и умницы, не пользуются популярностью у сверстников? Как не странно, в наше время ни новенькая игрушка, ни модные вещи не помогут найти друга. Да, возможно, к такому ребёнку будут проявлять интерес, ему будут завидовать, но для дружбы требуются душевные качества: умение сопереживать, бескорыстие, стремление решить споры мирным путём.

Понаблюдайте за своим ребёнком и помогите ему развить те качества, которых ему не хватает.

Удачи вам!

1005414911

 

 

 

 

                              Консультация для родителей

                            «Поговорите со мной, родители!»

Воспитатель: Никифоренко Елена Владимировна

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с большой заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка.

Помните! Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером и занявшись в это время своими делами. Не забывайте, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности с взрослыми. Гуляйте, играйте с ребёнком, больше разговаривайте. По дороге в детский сад и домой поговорите с ребёнком о том, что делает он в детском саду, с кем он дружит, что его волнует, что он думает о жизни. Разговор – самая привычная форма общения взрослых. Больше разговоров дети любят дела. Вы собрались чем-то заняться, подключите в деятельность ребёнка, он с огромным  удовольствием откликнется вам на помощь. Участвуя в ваших делах, ребёнок познаёт мир и занятия взрослых.

Главное – не задавить ребёнка своим авторитетом, опытом, «мудростью», оставить ему место для инициативы, творчества, возможности ошибаться. Последнее особенно важно, так как упрёки, если он что-то делает не так, как надо, сразу отнимают у ребёнка  желание заниматься сообща с вами.  Не  забывайте похвалить ребёнка за его даже  не большие успехи. Конечно, трудно удержаться от наставничества. Однако вам незачем  волноваться из-за несовершенства своего ребёнка. Ребёнок станет для  вас первым помощником, если вы сами это позволите и захотите.

Уделяйте время своему ребёнку, придумывайте интересные занятия, подключайтесь к детской деятельности, если ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства.

Не всегда родители следят за своими обращениями к детям. По мере взросления у них прослеживается обида, одиночество, отчаяние. Дети рассказывают о том, что родители с ними  никогда не говорят «по-человечески», «орут»,  используют   повелительные глаголы: «сделай», «убери», «принеси» и так далее. В результате многие дети уже не надеются на  улучшение  обстановки дома и ищут помощи на стороне. Если дело доходит до таких крайностей для обеих сторон, ещё не всё потеряно: родители должны и могут вернуть мир в семью. Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых  больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.

Помните! Общение с взрослыми – самый мощный источник радостных переживаний для ребёнка.

 

 

 

«Экологическое воспитание детей
в семье»

Воспитатель: Карась Валентина Михайловна

Экология — это наука, и произошла она от слова «ойкас» — дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим, чем мы живём. И в  дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания — экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание — это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботиться о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Воспитывайте у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

В заключение,  хочется предложить прекрасное  стихотворение В. Орлова«Живой букварь»

 

Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Учит по календарю
По живому букварю
Птицы учат пению
Паучок терпению
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой
Обучает жить в труде
И по справедливости
Учит пас правдивости
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте
У природы круглый год
Обучатся нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной парод
Учит крепкой дружбе.

Консультация для родителей:  «Учите детей любить живую природу»

 

Воспитатель: Карась Валентина Михайловна

Все чаще мелькает  выражение «жестокое отношение к природе». Почему же человек- венец всего живого, — приобретая силу и власть над миром природы, все меньше ценит и уважает её.

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его,  будит интересы, воображение, фантазию.

В процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются а тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о явлениях живой природы. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту  живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Есть и ещё одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе (растения, животным) — воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Нам надо научить малыша любить, уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Как же передать все это детям? Прежде всего, мы сами должны научиться любить животных. Малыш внимательно следит за тем, как взрослые относятся к ним, и в дальнейшем будут поступать так же.

Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах. Источники этих знаний – художественная литература, рисунки, на которых изображены животные, телевизионные передачи, а самое главное — непосредственное общение с живыми существами.

Детям можно рассказывать о животных по – разному: весело и озорно, как А.Милн в «Вини-Пухе»; достоверно, как В.Бианки и Г.Скребицкий; поучительно, как И.Тургенев, Л.Толстой и пр.  Хорошо, если вы побеседуете о прочитанном. Ребенок с вашей помощью получит представление о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли.

И умом  и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. Итак, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, ближайший сквер, парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание детей на блестящие ниточки, летящие по воздуху. Поймайте одну из них, положите малышу на ладонь и рассмотрите под лупой.

Ребенок увидит, что эта паутинка, к нижнему концу которой прикреплен крохотный паучок. Понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно повесить её на веточку, откуда он опять начнет свое путешествие. Расскажите ребенку о пользе паука, уничтожающего мух.

У маленького ребенка спросите о том, куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Объясните, что все они попрятались в трещины стволов деревьев и заснули.

Наблюдая отлет птиц на юг, спросите у ребенка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те, которые клюют зерно и ягоды, — позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите сыну или дочери понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их. Прибейте кормушку под окном, привлекайте малыша к посильной помощи.

Когда растает снег и земля чуть подсохнет, в каждом дворе можно увидеть малышей, которые деловито копают землю у заборов. Если вы посмотрите, что у них в кулачках, обнаружите разных жуков. Понаблюдайте за ними, посадив их в баночку, а потом обязательно выпустите на волю.

На улице в городе можно встретить собак, которых выводят гулять. Обратите внимание ребенка на то, что собака понимает, когда хозяин зовет её, расскажите, какую службу несут собаки. Предупредите, что собака может укусить незнакомого, поэтому нельзя подходить близко к чужим собакам и трогать их.

Поскольку любовь к животным лучше воспитывается в деятельности, когда сам ребенок непосредственно ухаживает за ними, хорошо бы в семье завести какое-нибудь животное. Если ребенок застенчив, замкнут, ему особенно необходим друг, который не будет его судить и оценивать. Такому требованию больше всего отвечают собака и кошка. Выбирая животное, руководствуйтесь семейным укладом, склонностями членов вашей семьи.

Не забывайте, что ребенок постоянно находится в мире игры. И хорошо умея обращаться с животными,  он, тем не менее, включает их в свои игры, как партнеров, не всегда учитывая, что они живые. Этому способствуют некоторые сведения из книжек, фильмов. Если в мультфильме кот может летать, то это для ребенка вполне правдоподобно. Значит и его кот может полетать, поэтому, занимаясь делами, не выпускайте детей из поля зрения. Дайте дошкольнику понять, насколько необходимы его действия животному. Чем младше ребенок, тем понятнее ему должны быть его обязанности.

Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Советы врача

Профилактика и лечение ОРВИ и гриппа

 

Советы музыкального руководителя

Музыкальные способности 

Значение музыкального развития